Новые традиции
Сегодня Умою поддерживают многие — от администраций национальных парков «Масаи-Мара» и «Самбуру», которые помогают наладить торговлю сувенирами и включают эту деревню в географию образовательных туров по Кении, до правительства страны и международных организаций.
В 2010 году Ребекка Лолосоли получила престижную награду Global Leadership Awards, а вместе с ней и международное признание. А ведь еще недавно она, опасаясь преследований, была вынуждена избираться анонимно в кенийскую женскую правозащитную организацию Maendeleo уа Wanawake. Когда-то терроризировавшие Умою парни из соседних деревень говорили, что должны убить Ребекку, чтобы другие жительницы снова стали «настоящими женщинами». Сама Ребекка рассказывает, что опасаться приходилось не только деревенских самбуру: «Даже некоторые политические лидеры были против нас. Член парламента от нашего округа никак не мог поверить, что у нас есть собственный веб-сайт, и был в ярости, когда понял, какие мы продвинутые!»
Кенийки в народных одеждах, сидящие за лэптопами, — картина, которую вы, быть может, найдете карикатурной. Это ведь не слишком традиционно — но теперь у женщин Умой есть силы посмеяться над вами и над западным представлением об африканских традициях. Они говорят, что их новая традиция — заботиться о здоровье. Так же как и гигиена, и в целом иное, чем у женщин из традиционных деревень самбуру, отношение к своему телу.
Собственному здоровью женщины Умой уделяют особенное внимание. Среди жителей деревни немало тех, у кого ВИЧ-положительный статус (Умоя стала своего рода детским домом для ВИЧ-инфицированных кенийских малышей, которых местные женщины воспитывают наравне с собственными детьми). Но здесь заботятся о том, чтобы сокращать распространение страшной болезни, — пока лекарства от нее не изобрели, основным методом борьбы с ней остается просвещение.
Еще одна новая традиция — образование. Послушав женщин из Умой, поневоле задумаешься о том, что знания могут быть настоящим сокровищем. На обратном пути в Найроби Брайан, 12-летний американец, который приехал в Умою вместе с родителями, делится впечатлениями со своей матерью и обещает ей, что теперь будет учиться гораздо лучше, — здесь он понял, как важно получить образование. Правда, говорит он, немного обидно, что мужчинам в этом мире нет места. Сотрудник национального парка поправляет его: «Не мужчинам, а тем, кто считает насилие само собой разумеющимся. Те, кого воспитают матери Умой, скорее всего, останутся с ними, ведь их учат думать совсем по-другому».
Умою хочется назвать отдельным народом, хотя по национальности все ее 200 обитателей, 50 женщин и 150 детей, — самбуру. Или непровозглашенным государством. У его граждан нет ни герба, ни флага, зато есть национальная идея, история борьбы за автономию и свод правил, похожий на конституцию. Ясно одно — Умоя пока единственная в своем роде.