Споры о наследстве
На руинах языческой Римской империи, как известно, возникли два христианских государства — то, что назвали Восточной и Западной Римскими империями. Архитектурное наследие императорского Рима они тоже разделили по географическому принципу. Оставшиеся на западе занялись интерпретацией базилики — этот «жанр» господствовал в Европе вплоть до эпохи Возрождения. Восточные ромеи, византийцы, взяли на вооружение принципы Пантеона: эта форма казалась им наиболее подходящей для хранения святыни. Так было почти во всех ранних византийских храмах, самым величественным из которых стал храм Святой Софии в Константинополе. Купол вообще был господствующей формой в архитектуре Востока — именно это через полторы тысячи лет после постройки Святой Софии обусловило тот восторг, с которым османы занимали христианские храмы, и ту легкость, с которой они превращали их в мечети.
В византийской архитектуре зародился столь близкий для русского зодчества тип крестово-купольного храма, подразумевающий четырехугольное основание в плане и опору купола на средокрестие. Византийцы применяли разгрузку купола при помощи тромпов, то есть конических ступеней при переходе от купола к основному объему, — вполне восточная техника, и строили купол без возведения дорогостоящих лесов. Другим способом разгрузки, победившим в историческом соревновании, были паруса — треугольные пространства под куполом, обеспечивающие переход от четырехугольной формы к сфере. Именно они позволили опирать купол на свободно стоящие столбы.
От римской архитектуры Византия унаследовала своды и арки — но не взяла технологий бетона и литой кладки, и стены складывали из кирпича и камня в разных конфигурациях. Впрочем, другой римской хитростью, введением в свод пористых пород для его облегчения, византийцы успешно пользовались.
Храм Апостолов в Салониках
Крестово-купольную систему не в столице Византийской империи, а на периферии, в Греции, представляет храм Апостолов в Салониках. Его пятичастная с выраженным центром структура четко видна и снаружи благодаря разнице в высоте купола на барабане и остальных ячеек. Вертикальные акценты в борьбе за зрительское внимание побеждают горизонтальные — хотя для здания характерно заметное членение на ярусы.
Подобные конструкции использовали не только подданные василевсов — крестово-купольным сооружением является и венецианский собор Сан-Марко. Правда, в этом случае инженерный строй здания был одним из привезенных с Востока трофеев, какими полон весь храм, начиная от самих мощей святого Марка, вывезенных из принадлежавшей мусульманам Александрии под свиными тушами. Во всяком случае, построенный в XI веке главный собор Венеции разительно отличается от европейской архитектуры своего времени — которая была преимущественно романской.