Удивиться яркости средневековых миниатюр
Институт древних рукописей Матенадаран, стоящий на холме, хранит грандиозную коллекцию средневековых манускриптов. Среди них труды ученых, документы на разных языках, апокрифическая литература и произведения, сохранившиеся только в армянском переводе. Настоящее удовольствие вы получите и от армянской миниатюры. В Матенадаране представлены работы разных эпох, школ, художников — и все они поражают высоким уровнем мастерства, выразительностью образов и яркостью красок. Особенно если принять во внимание, что многие из них обошлись без реставрации.
Пр-т Маштоца, 53, +374 10 562578, matenadaran.am, вход 70 руб.
Заглянуть в храм, построенный на деньги Нерона
Согласно историческим источникам, армянский царь Трдат I построил храм Гарни в I веке на деньги, которые получил после поездки в Рим к императору Нерону. Этот единственный на территории бывшего СССР образец эллинистической архитектуры долго стоял в руинах, пока его не восстановили в 1976 году. И тогда перед всеми предстал маленький Парфенон с 24 колоннами и барельефами. Рядом — раскопки летней резиденции армянских царей с покоями, банями и мозаикой. Гарни эффектно расположен на краю огромного ущелья с необыкновенным видом на отвесные склоны и горную реку Азат. Если вы будете на машине, спуститесь в ущелье и посмотрите на возносящиеся к небу базальтовые колонны, гроздьями нависающие прямо над дорогой. И еще: на полпути к Гарни остановитесь у арки Чаренца. С холма, где она построена, открывается открыточный вид на Арарат, а арка служит ему обрамлением.
Оценить расчет древних инженеров
Гарни обычно объединяют в одну поездку с монастырским комплексом Гегард. Но на этом их близость заканчивается. Основанный в IV веке, Гегард был местом паломничества из-за хранящейся в нем реликвии — копья, которым пронзили распятого на кресте Иисуса. Примечателен он и тем, что часть его выбита внутри скалы, примыкающей к основному храму и украшенной высеченными в ней же хачкарами. Помещения внутри — главная церковь, часовня, погребальная комната и т. д. — украшены изумительными по выразительности рельефами. Особенно впечатляет ризница с четырьмя колоннами, поддерживающими сводчатый сталактитовый купол с круглым отверстием, пропускающим в подземелье пронзительный луч света. Как можно было рассчитать и осуществить столь сложный проект без единой ошибки, понять невозможно. Но факт остается фактом.